?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три закона диалектики

Оригинал взят у alg_nn в Три закона диалектики
Занимаясь психотерапией, и особенно - интегративной практикой, я постоянно обращаюсь к диалектике, ибо без понимания этой фундаментальной дисциплины, на мой взгляд не возможно эффективно решать жизненные задачи, и вообще не возможно построить какое-то адекватное и надежное представление о мире.

К моему глубокому сожалению, с уходом в прошлое советской системы образования, всё меньше и меньше молодых людей знают эти три фундаментальных закона, и мне нередко приходится рассказывать о них прямо по ходу сессии.

В моих планах давно значился пунктик написать материал по этим трем законам диалектики у себя на сайте, написать о них с тем примерами, которые мне в свое время приводил отец - тогда еще простой школьный учитель - рассказывая об этих законах.
Но, вот случайно попался хороший, добротный, и вместе с тем - достаточно легко написанный материал по трем законам диалектики, который, пожалуй, вполне может работать - пока я свой не написал:)
Теперь буду просто рекомендовать ученикам и клиентами прочитать эту статью и потренироваться в осмыслении жизни в свете этих трех законов диалектики. Прекрасная практика для развития гибкого,пластичного, живого мышления.



Три закона диалектики




Александр Попов написал



Приведём три закона диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Переход количества в качество», и «Отрицание отрицания».





Разберём первый закон, «Единство и борьба противоположностей». Когда может возникнуть борьба? Когда имеется две стороны, между которыми происходит эта борьба. Если второй стороны нет, то и борьбы не происходит. Противоположности едины в своей борьбе, борьба объединяет противоположности в единое целое. Не обязательно борьба на физическом уровне, мысли, желания, - всё имеет свою противоположность, а значит, противостоят друг другу, и борются между собой.





Второй закон: «Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.

Третий закон: «Отрицание отрицания». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество. Когда это продолжает к вам поступать, то вы уже стараетесь избавиться от лишнего. То есть вы отрицаете то, что ещё недавно вам было необходимо.

Разберём это на конкретном примере.

Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости. То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями. Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.

Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт отрицание отрицания. Это требует дополнительного разъяснения. Чувство насыщения, является противоположным, по отношению к чувству голода, то есть является отрицанием чувства голода. Когда мы съедаем больше чем необходимо организму, мы больше не хотим далее насыщаться, то есть, начинаем отрицать чувство насыщения, а так как насыщение уже является отрицанием, то происходит уже отрицание отрицания, и мы начинаем двигаться к противоположному полюсу.

Чтобы довести наше рассуждение до логического конца, необходимо те же рассуждения провести по отношению к чувству голода, то есть когда чувство голода доходит до такой степени, что мы ни о чём другом, кроме еды думать не можем, мы начинаем его отрицать, то есть, ищем средство (еду) его уничтожения.

В результате мы постоянно имеем: первое – борьбу противоположностей, второе – переход количества в качество, и в конечном итоге – отрицание отрицания.

К чему все эти рассуждения? Хотелось бы опять же подвести к начальному этапу эволюции, когда существовало только ничто. Когда ничто разделилось на две части, между ними возникло напряжение (отношение). Что произошло? Два (два ничто) породило одно (напряжение), это одномоментный процесс, то есть при разделении ничто на две части одновременно возникает напряжение. Можно сказать, что напряжение, разделило ничто на две части. Что мы видим? Возникло две противоположности, и одновременно количество перешло в качество. Два ничто превратились в одно разно полюсное напряжение. Когда напряжение достигает максимальной величины (для данного процесса), оно начинает стягивать два ничто в одно и при воссоединении ничто, напряжение исчезает (зато в этой точке максимальное значение импульса движения, то есть максимальный потенциал), то есть опять переходит в другое качество. По аналогии с вышеприведённым примером, можно сказать, что когда пустота не разделена на две части, она соответствует отсутствию и голода и насыщения, то есть, находится в срединной точке (срединный путь и т.д.).

Ноль всегда и везде находится точно в середине, в точке равновесия, и всегда обладает наивысшим потенциалом. Если применить это к вышеприведённому примеру, то мы увидим такую картину: голодный (на высшей стадии) человек лежит, ничего ему не надо (кроме еды), практически он обладает нулевым потенциалом. Та же картина с человеком, который объелся, он так же лежит и не хочет чем-либо заниматься, у него как говорится даже мысли «ленивые». В состоянии не голода, и не пресыщения, то есть в среднем, человек адекватен окружающему миру, он деятелен, у него есть желания, он обладает наивысшим потенциалом. Чем меньше амплитуда качания между чувством голода и насыщения, тем ближе вы к точке равновесия, и тем большим потенциалом обладаете.

Эти законы явно или не явно работают во всех сферах.

Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.





Comments

( 6 comments — Leave a comment )
dmksn
Jan. 10th, 2014 03:11 pm (UTC)
законы диалектики нигде в мире не преподаются, потому что это никакие не законы, а выдумка фридриха энгельса. у нас в ссср они преподавались исключительно по догматическим соображениями, ибо маркс, энгельс, ленин были канонизированы и приобрели статус святой троицы. честно говоря, на западе за серьёзного философа из этой троицы почитается только маркс, остальных вспоминают совсем в иных контекстах.

ну и изложение попова чудовищно, у энгельса всё совсем не так
gerda07
Jan. 10th, 2014 03:39 pm (UTC)
"ну и изложение попова чудовищно, у энгельса всё совсем не так"

Да? А в каком смысле - дело не в упрощении даже, а в трансформации даже?
Чудовищный вопрос, Гсп Философ, но - а можно как-то КОНСПЕКТИВНО с оригиналом (от Энгельса) ознакомиться? Может, лекцию?;)

Мне они (все три) импонируют, т.к. я в них реальность вижу. В смысле, она в них отражается довольно реалистично...
dmksn
Jan. 10th, 2014 04:48 pm (UTC)
оригинал энгельса - это его "анти-дюринг" и неоконченная "диалектика природы".

если хочешь кратко и по сути, то лучше всего почитать краткие статьи из советских энциклопедических словарей:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4308/%D0%95%D0%94%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4668/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4647/%D0%9E%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%A6%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF
gerda07
Jan. 10th, 2014 03:40 pm (UTC)
Вот, касательно второго и третьего иные трактовки, - не ближе к Энгельсу?
Закон отрицания отрицания в такой предлагаемой здесь трактовке совсем не нравится:)

"Взаимопроникновение противоположностей в философской литературе освещено очень скупо. В отношении примеров вообще никак. В наиболее обобщенном, абстрактном примере это может быть взаимопроникновение закономерного и случайного. Процесс деградации материи (увеличения ее энтропии) ведет к возрастанию роли случайного. Процесс развития (понижения энтропии) ведет к уменьшению роли случайного (хаотичного) и возрастанию роли закономерного (определенного, упорядоченного). В примере из мира живой материи взаимопроникновение противоположностей очень ярко проявляется в популяции живых особей. Благодаря случайным отличиям генетического кода (мутациям) все особи популяции представляют собой гамму плавного перехода от наиболее жизнеспособных к наименее жизнеспособным. Естественный отбор губит наименее жизнеспособные особи и, в целом, происходит процесс развития популяции. В абстрактном виде, это и есть движение от случайного к закономерному, от хаоса к порядку.


Закон отрицания отрицания отражает процесс познания. В первоначальном виде он изображался в виде расходящейся спирали – постепенное кругообразное движение с возвращением в исходную точку, но на более высоком уровне познания. Современные воззрения (теория информационной цивилизации, разбираемая в одной из тем этого форума) предлагают форму сходящейся плоской спирали с тупиком. Я предлагаю изображать процесс познания в трехмерном пространстве в виде воронки, сужающейся в сторону течения времени и уходящей в бесконечность.
dmksn
Jan. 10th, 2014 05:40 pm (UTC)
второй ближе, третий - не совсем, ибо у энгелса речь не о познании, а о реальности.

тут такое дело. маркс-энгелс-ленин всерьёз полагали, что законы диалектики - это законы объективной реальности (т.н. объективная диалектика). хотя все эти законы стырены у гегеля, у которого они так не называются и представлены как способы рационального мышления.
как некие когнитивные операции (но не законы) их можно принять. например, людям дейстительно свойственно стараться всё делить на противоположности. но реальность намного сложнее. даже половой диморфизм (деление на мужское и женское) в живой природе не универсален. а что является противоположностью треугольнику? итд. я могуназвать десятки явлений, по отношению к которым никаких противоположностей нет.

закон перехода количественных изменений в качественные мне всегда казался наиболее вменяемым. но ведь в природе нет никакого количества (по крайней мере, мы об этом ничего не знаем). чтобы появилось количество, человек должен нечто целое разделить на части. человек своим разумом рождает множественность, поэтому этот закон никак не может иметь отношение к реальности, он лишь описывает наш способ эту реальность схватывать.

закон отрицания отрицания самый мутный. суть в том, что на каждом новом витке развития часть из зарождающегося нового - это хорошо забытое старое. происходит частичный откат к ранее отброшенному старому. ну, пожалуй в социальном развитии так часто и происходит. в биологии тоже иногда рудиментарные структуры оживают и вновь становятся востребованными. в психологии пожалуй, тоже да, например многое давно забытое детское вдруг становится актуальным на определённом этапе взросления. но в неживой природе этого почти нет.

в общем это очень слабая концепция, которая имеет весьма отдалённое отношение к реальности, но описывающие некоторые базисные когнитивные операции, посредством которых мы эту реальность иногда постигаем. и самое главное - это не законы, ибо в них нет ничего универсального и непреложного.
gerda07
Jan. 14th, 2014 02:59 pm (UTC)
И вот если жизнь вдруг предлагает ему опыт в режиме каких-то экстремумов, то воин сознательно идет на них, а не убегает от них всячески, как это делает обычный "эмоционально-центрированный" человек.

"То есть один и тот же процесс может быть рассмотрен как:
1. Eдинство и борьба противоположностей с последующим переходом количества в качество и его устаканиванием отрицанием лишнего (взгляд организатора процесса)
2. Либо как рождение из одной части целого противоположности (чего-то нового) по средством отрицания первого и дальнейший синтез на основе этих противоположностей нового знания (взгляд участника процесса)".

""И вот если жизнь вдруг предлагает ему опыт в режиме каких-то экстремумов, то воин сознательно идет на них, а не убегает от них всячески, как это делает обычный "эмоционально-центрированный" человек.

И когда воин оказывается в экстремальном состоянии, он исследует его с максимальном сосредоточении сознания, т.е. максимально диалектично.
Ибо же воин прекрасно знает, что переход на какой-то новый уровень (т.е. акт отрицания отрицания) возможен только через какой-то экстремум (т.е. максимальную актуализацию законов "единства и борьбы противоположностей" и какого-то необходимого времени пребывания в состоянии этого максимального напряжения для достижения эффекта "перехода количества в качество")"
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com